«Цифровые наркотики»: новая форма саморазрушающего поведения

Ю.В.Попов

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

Любознательность, желание испытать новое ощущение, расширить рамки привычного восприятия себя и окружающего мира особенно присущи молодежи. Но эти прекрасные человеческие качества нередко используются в корыстных целях людьми, стремящимися к власти и обогащению. Все более широкое употребление наркотиков, ставших сначала «чумой XX века», а теперь уже и XXI, встречает массовое сопротивление как отдельных людей, так и многочисленных организаций, осознавших смертельную опасность их употребления. Идет буквально война между наркомафией и здравомыслящими людьми. Сколько усилий и средств потрачено наркомафией, чтобы показать относительную безвредность марихуаны! Расширяется география метадоновых программ. И вот, наконец, мы становимся свидетелями «совершенно безвредных наркотиков» – «звуковых наркотиков» (аудио-, цифровые, по сути дела это одно и то же, но термин «цифровые» в большей степени подчеркивает их якобы «полную безвредность»).

Лавинообразно нарастающая информация о них начинает появляться в средствах массовой информации. И это скорее свидетельствует о новом коммерческом проекте с использованием «всемирной паутины», чем о заботе о здоровье молодежи.

Что же такое «звуковые (цифровые) наркотики»? Эффект бинауральных ритмов, лежащих в основе «цифровых наркотиков», был открыт еще в 1839 г. немецким экспериментатором Heinrich Wilheim Dove. Суть эффекта заключается в том, что если на разные уши подаются звуки, отличающиеся по частоте, разницу сигналов мозг воспринимает как естественное биение низкой частоты. Для того чтобы такие биения были слышны, их частота должна быть в пределах 100–1500 Гц, а разница – не более 30 Гц. Если разница частот больше, то человек слышит два раздельных тона и биения не возникает.

Способность людей, да и многих видов животных, слышать бинауральные ритмы возникла в результате эволюционной адаптации. Многие виды животных способны делать то же самое благодаря особенностям структуры своего мозга. Полоса частот, в которой животное может слышать бинауральные ритмы, зависит от размеров его черепной коробки. В случае человека это должна быть несущая частота ниже примерно 1000 Гц (Oster, 1973). Длина волны такого акустического сигнала не превышает размеров черепной коробки человека, таким образом, он огибает голову по принципу дифракции.

Хорошо известно, что низкочастотные волны огибают препятствия, а высокочастотные распространяются только по прямой линии. Примером может служить распространение низкочастотных радиосигналов (длинные и средние волн) по всей планете, а короткие радиоволны (типа ультракоротких и средних частот) блокируются высокими зданиями и другими препятствиями. Почти все звуки, издаваемые животными, имеют частоту ниже 1000 Гц. В нормальных условиях мозг «вычисляет» разность фаз и определяет направление звука. Но если звук подается через наушники и стереосистему, то мозг производит наложение этих двух сигналов, что в результате дает третью «разностную» частоту биения, слышимую как бинауральный ритм. Он воспринимается как биения на частоте, равной разности частот, слышимых правым и левым ухом. Исследования показали, что пространственно эти биения возникают в верхней оливе, расположенной в стволе мозга – первой точке контралатеральной интеграции органов слуха (Oster, 1973). Исследования позволяют также предположить, что резонансный отклик идет из inferior colliculus (Smith, Marsh, Brown, 1975; Owens & Atwater, 1995). Эта активность передается в кору мозга, где ее можно зафиксировать с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Современные нейрофизиологи открыли, что, искусственно накладывая «чистые» бинауральные ритмы друг на друга в несколько «слоев», можно формировать ритмическую активность мозга в нужном направлении и таким образом вызывать у человека нужную картину ЭЭГ (т.е. желаемую картину электромагнитных волновых колебаний в мозге), а вместе с ней и нужное состояние сознания, которому свойственна эта картина.

Бинауральные биения хорошо слышны при разнице частот не более 30 Гц, что соответствует спектрам нормальной ЭЭГ. Считается, что бинауральные ритмы с частотой колебаний 8–12 Гц (a-волны) соответствуют ощущениям спокойного бодрствования, что характерно для a-ритма. Бинауральные ритмы с частотой 16–24 Гц (b-волны) связывают с бодрствованием и повышением внимания, а ритм d (1–4 Гц)- и тета-волн (4–8 Гц) – с состоянием расслабления. Это первая исходная предпосылка «аудионаркотиков».

Вторая предпосылка: поскольку нейронная активность носит электрохимический характер, то нормальное функционирование мозга может быть изменено разными путями. Основных три: а) введение химических препаратов (психотропные средства, наркотики и т.д.); б) путем электромагнитной индукции; в) путем резонансного взаимодействия. В случае бинаурального биения воздействие на мозг осуществляется путем резонансного взаимодействия с электромагнитными волнами мозга.

Оставляя за рамками данной статьи различные области экспериментирования с бинауральными воздействиями на мозг (от релаксации до усиления творческой активности и даже якобы развития интуиции и телепатии), хочется подробнее остановиться на рекламируемых аудиофайлах, направленно вызывающих желаемое состояние. Композиции так и называются: «счастье», «кокаин», «марихуана», «героин», «оргазм» и т.д. Асортимент предлагаемых удовольствий охватывает практически все желания человека. То, что при бинауральном воздействии можно добиться дезорганизации деятельности мозга и, соответственно, таких необыкновенных ощущений, сомневаться не приходится. Даже традиционная фотостимуляция при ЭЭГ проводится с целью усиления и тем самым выявления пароксизмальной активности. Результаты проведенного докт. биол. наук В.Б.Слезиным бинаурального воздействия на 5 добровольцев в лаборатории нейрофизиологии Института им. В.М.Бехтерева также подтвердили различные формы дезорганизации функционирования мозга.

Следует учитывать и то, что для достижения каких-либо ощутимых необычных эффектов от бинауральных ритмов они должны быть достаточно интенсивными, ломающими естественные барьеры гомеостаза. Даже на ряде сайтов, пропагандирующих «цифровые наркотики» как безвредные и не вызывающие зависимости, отмечается (видимо, чтобы не испугать, а удержать экспериментирующих в своей сети), что около 5% начинающих могут испытывать головокружение и головные боли. В этом сомневаться не приходится, а вот то, что бинауральные композиции вызывают именно те эффекты, которые рекламируются, крайне сомнительно. Это, хотя и косвенно, подтверждают те рекомендации, которые приводятся перед предлагаемыми композициями. Необходимо приобретать качественные стереонаушники, слушать обязательно композицию до конца и главное «несильно сомневаться в эффекте». «Если не получится испытать эффект или получится не совсем то, что желали, получится другой». Видимо, для страховки трек, как правило, имеет большую продолжительность.

Предлагаются варианты для прослушивания в метро, автобусе, автомобиле. Последнее, на наш взгляд, может представлять непосредственную опасность для других участников дорожного движения.

Что же касается отсутствия зависимости, то как минимум психологическая зависимость при возникновении желаемых ощущений, несомненно, будет развиваться. Следует учитывать, что риск ее развития особенно увеличен у тех, кто сознательно ищет удовольствия в виртуальном мире и постепенно теряет способность находить их в окружающей реальности.

Изучение блогов и форумов показывает, что в них широко используется «эффект Кашпировского»: приводится масса восторженных отзывов о «цифровых наркотиках». «Это круто! После прослушанного мною файла «оргазм» я испытал такое удовольствие, как не получал ни с одной красоткой!» Более того, к каждому файлу его создатели предлагают подробное описание ожидаемых ощущений. Было бы удивительно, если бы после подобной подготовки никто этих ощущений не получил. Даже если отбросить определенную часть людей с повышенной внушаемостью, то регистрируемый у 50% людей давно известный эффект плацебо и здесь, несомненно, срабатывает.

Предлагаются и специальные программы для самостоятельного создания «цифровых наркотиков». А учитывая любознательность и высокий уровень компьютерной грамотности российской молодежи, можно не сомневаться, что этот платный сайт, несмотря на стоимость около 200 дол. США, привлечет большое количество желающих поэкспериментировать. И вот в этом – одна из самых главных причин широкого пиара вокруг «цифровых наркотиков». Представляется, что определенный вред, а в ряде случаев и провокация психических расстройств, развитие зависимостей, уход от реальной жизни, не смущает тех, кто ожидает и уже получает прибыль от безвредных «цифровых наркотиков». Они подчеркивают, что «скачать бесплатно цифровые наркотики в полном объеме и на их качественном уровне не удастся», а вот платно скачать цифровые наркотики – не вызывает проблем. Приводятся и восторженные отзывы: для Западной Европы цена наивысшая, а для русских – минимальная – «только 5–10 долларов, что очень приятно!», «россияне заплатят немного, а буржуям западным придется раскошелиться!»

Как минимум за подобной ценовой политикой усматривается стремление максимально расширить аудиторию потребителей «цифровых наркотиков». Подтверждением этому служит размещенное на одном из сайтов высказывание Леонида Армера, называющего себя координатором проекта «Молодежной службы безопасности», который отмечает, что «появление данной темы абсолютно четко спланировано и подготовлено, потому что по анализу информации сайтов их объединяют общий контент, хостинг в разных странах, а также то, что большинство сайтов было создано в первой половине июня – это была подготовка, а потом началась массовая рассылка». Трудно не согласиться с этим мнением. Хотя исследований прямого вреда и тем более косвенного от прослушивания «цифровых наркотиков» на уровне доказательной медицины пока нет, проблема требует пристального изучения. Но обеспокоенность по поводу их распространения высказывают не только медики.

В сентябре этого года депутаты Петербургского законодательного собрания внесли соответствующие поправки в Закон «О нормативах распространения в СПб печатной продукции, аудио- и видеопродукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет». Возможно, это будет превентивным ударом по их распространению через обычные киоски, но вряд ли изменит что-либо радикально. Несомненно одно: прослушивание «цифровых наркотиков» является опасным экспериментом над своим сознанием, увеличивает готовность человека к подобным экспериментам и может предшествовать употреблению уже известных наркотиков.

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева №4 2009